“В целях предотвращения недобросовестного поведения на стадии переговоров о заключении договора в ГК следует для отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, предусмотреть специальные правила о так называемой преддоговорной ответственности (culpa in contrahendo), ориентируясь на соответствующие правила ряда иностранных правопорядков”.
п. 7.7 Раздела V Концепции развития гражданского законодательства
Руководствуясь интересами участников довольно усложнившегося и активно развивающегося в последнее время гражданского оборота, и потребностями бизнеса в частности, разработчиками проекта изменений в первую часть Гражданского кодекса РФ вводится новая статья – ст. 434.1. «Переговоры о заключении договора».
|
Разработчиками данной статьи были взяты за основу действующие обычаи международного права – Принципы УНИДРУА (вводимая статья в полном объеме дублирует положения Принципов) и давно существующая и действующая практически во всех странах континентальной Европы доктрина “Culpa in contrahendo» или возмещение убытков по недействительным или по не достигшим окончательного оформления договорам.
В самом общем смысле суть данной доктрины сводится к следующему: договаривающиеся стороны должны действовать добросовестно во время переговоров, в противном случае та сторона, которая будет виновна в том, что договор не состоялся, обязана возместить противоположной стороне убытки. Таким образом, данная доктрина определяет, что переговоры имеют самостоятельное юридическое значение и могут выступать непосредственным основанием для возникающих на этом этапе отношений прав и обязанностей у сторон, а неисполнение преддоговорных обязанностей – основанием ответственности в таких преддоговорных отношениях.
Стоит заметить, что правовой институт преддоговорной ответственности, не является для нас принципиально новым. В действующей редакции Гражданского кодекса РФ мы можем найти пример регулирования ведения переговоров и ответственность за недобросовестное их проведение, но только в рамках заключения договора поставки: ст.504 ГК РФ «Урегулирование разногласий при заключении договора поставки». (Так и осталось неясным, почему в данном случае разработчики действующей редакции ГК РФ ограничились установлением преддоговорной ответственности только по одному виду договора. Такой порядок заключения договора можно и нужно было бы использовать и для других договоров).
Принятие данной статьи в новой редакции Гражданского кодекса очевидно продиктовано стремлением защитить права и интересы сторон гражданско-правового отношения до того, как стороны свяжут себя более прочными правовыми узами – договором. Но учитывая то, что для субъектов предпринимательской деятельности в рамках нашего правопорядка характерно «преломлять нормы под себя», данная норма уже критикуется правовым сообществом, так как может предоставить основания недобросовестным участникам оборота неосновательно обвинять другую сторону в срыве/затягивании переговоров, в случае не заключения договора (например, когда условия, предложенные контрагентом менее выгодны для другой стороны) требовать в связи с этим компенсации своих убытков, вовлекать добросовестных участников оборота в судебные разбирательства и прочее. В данном случае добросовестная сторона-участник переговоров по-прежнему вправе защищать свои позиции, основываясь на краеугольном принципе «sanctum sanctorum» – свободы заключения договора, закрепленного в ст.1, ст. 421 ГК РФ др. нормах.
Как говорится, практика покажет, а мы, так или иначе, должны извлечь максимальную пользу из того, что нам предлагает законодатель, поэтому в рамках данного сообщения также хочется дать несколько практических советов, которые стоит взять на вооружение при ведении переговоров:
- Переговаривающиеся стороны вправе заключить между собой «соглашение о ведение переговоров», в котором будут заранее определены основания и размер ответственности сторон за недобросовестное ведение переговоров (напоминаю, что стороны вправе прописать ответственность, отличную от той, которая установлена ГК, так как норма является диспозитивной).
- Сторонам следует вести Протоколы по ходу ведения переговоров. Как правило, ведение и оформление протокола переговоров берет на себя принимающая сторона. Протокол подписывается стороной, которая вела протокол, составляется в количестве экземпляров равном числу участвующих сторон, и направляется сторонам (с сохранением документов, подтверждающих направление протокола другой стороне). В данном случае, ведение таких протоколов не только организует /систематизирует сам процесс переговоров, но также имеет практическое значение – служит доказательством добросовестного поведения стороны в ходе проведения переговоров в случае предъявления ей обвинения в нарушении антимонопольного законодательства – навязывании договорных условий.
- По итогам проведения переговоров, стороны вправе составить Протокол результатов проведения переговоров, в котором отражаются те условия, относительно которых стороны пришли к согласию, а также перечень вопросов, которые еще подлежат обсуждению сторонами. Такой протокол подписывается уполномоченными представителями сторон на ведение переговоров.
Статью подготовила:
Вера Шалыпина- юрисконсульт Alta-via