26 февраля 2021 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен законопроект «О внесении изменений в Закон Российской федерации «О защите прав потребителей и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений с участием потребителя и унификации ответственности за нарушение прав потребителей)», ID проекта 02/04/02-21/00113602.

https://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/02-21/00113602&npa=113602

Разработчик законопроекта – Роспотребнадзор, соавтор – Минюст России, что позволяет предположить быстрое принятие законопроекта, предусматривающего дополнительные гарантии и права для потребителей, особенно если учесть приближающиеся выборы в Государственную Думу.

Как следует из текста законопроекта, изменения коснутся непосредственно Закона о защите прав потребителей (самый объемный блок), части первой Гражданского кодекса РФ, Воздушного кодекса и конечно же, Закона об участии в долевом строительстве.

Думаю, многим известно, что законодательство, регулирующее правоотношения с участием потребителей, является строгим, устанавливает высокие размеры штрафов и неустоек за неисполнение/несвоевременное исполнение требований потребителя, заставляет продавцов (производителей, изготовителей), подрядчиков постоянно пребывать в состоянии страха перед потребителем и его возможными требованиями.

Такую точку зрения не разделяют сами потребители, считающие что их права недостаточно защищены, суды постоянно снижают неустойку, застройщики берут деньги, не строят дома и банкротятся, продавцы продают некачественные товары, ликвидируются, врут о причинах возникновения недостатков и не торопятся исполнять законные требования потребителя.

Законопроект сейчас на этапе публичных обсуждений и антикоррупционной экспертизы, еще не рассматривался Правительством РФ, не сформирован в окончательном виде и, соответственно не внесен в Государственную Думу, однако сам факт его разработки и состав авторов уже говорит о большой вероятности внесения предлагаемых изменений, поэтому расскажу о самых интересных и дискуссионных на мой взгляд изменениях, которые разработчики предлагают внести в действующие нормативные акты:

Равные условия для товаров и работ

В отношении срока службы:

В настоящее время Законом о защите прав потребителей предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя) устанавливать срок службы в отношении таких товаров (работ) длительного пользования, которые после истечения такого срока могут стать опасными для потребителя, его имущества или окружающей среды.

Законопроект предусматривает, что Правительством РФ будут сформированы перечни работ длительного пользования, для которых установление срока службы будет являться обязательным условием, а также будет установлен минимальный срок службы таких работ.

В отношении экспертизы:

В случае спора о недостатках качества работ или услуг, исполнитель должен будет за свой счет провести экспертизу качества. Если по результатам экспертизы будет установлено, что вина исполнителя отсутствует, потребитель обязан будет возместить исполнителю расходы.

Аналогичное правило сейчас действует в отношении товаров, законопроектом уравниваются обязанности производителей (продавцов) и исполнителей.

Гарантийный срок

Текущая редакция Закона о защите прав потребителей содержит право, но не обязанность изготовителя (исполнителя) установить гарантийный срок в отношении товара (работы), и не предусматривает ограничений относительно минимального или максимального гарантийного срока.

Авторы обсуждаемого законопроекта предлагают установить минимальный гарантийный срок для товара (работы). Таким образом, если изготовитель (исполнитель) или продавец по своей инициативе решат установить для товара (работы) гарантийный срок (срок, в течение которого должны быть удовлетворены требования потребителя при обнаружении в товаре (работе/услуге) недостатка), такой срок должен быть не менее одного года.

Предлагается отменить существующую презумпцию возложения на потребителя обязанности доказать, что недостатки товара возникли до передачи их потребителю, если на товар не установлен гарантийный срок.

Теперь, если гарантийный срок не установлен, то при обнаружении недостатков в товаре в течение одного года с момента передачи его покупателю, именно продавец должен доказать, что такие недостатки возникли после передачи товара.

Если гарантийный срок не установлен, а требование по недостаткам предъявлено потребителем по истечении одного года после передачи ему товара – обязанностью покупателя является доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара.

Если гарантийный срок составляет менее 2 лет, а требование по недостаткам предъявлено потребителем по истечении гарантийного срока – обязанностью покупателя является доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара.

Недостаток информации

Изготовители (продавцы, исполнители) обязаны будут довести до сведения потребителя помимо прочего – адрес для направления претензии. Это особенно актуально в отношении изготовителей/продавцов – индивидуальных предпринимателей, поскольку сведения об адресе их регистрации (в отличии от юридических лиц) – не являются общедоступными.

Потребителю также будет предоставлено право на взыскание убытков с продавца/изготовителя, возникших в связи с отсутствием обязательной информации о товаре, а если договор уже заключен – потребитель в течение десяти дней с момента передачи товара (принятия результата работы/услуги) будет вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы и потребовать возмещения убытков.

Если информация не представлена в отношении технически сложного товара – право на отказ от договора может быть реализовано потребителем в срок, не превышающий половину гарантийного срока.

Учитывая, что в отношении большинства технически сложных товаров гарантийный срок установлен не менее чем 12 месяцев, продавцы должны будут учитывать право потребителя на отказ от договора как минимум в течение полугода с даты передачи ему товара.

Сейчас к подобным ситуациям применяется правило о разумном сроке, который составляет 7 дней с даты предъявления требования, так что предлагаемая норма существенно увеличит возможный срок для отказа от договора.

Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя)

Законопроект предусматривает введение ограничения на максимальный размер неустойки за нарушение сроков исполнения требований потребителя в отношении товаров, такая неустойка не должна превышать стоимость товара, если просрочка не более 6 месяцев. Если просрочка превысила 6 месяцев, за каждый месяц просрочки неустойка составит пятикратную стоимость товара.

Напомню, в текущей редакции неустойка составляет 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

И самое интересное – авторы законопроекта предлагают изменить статью 333 ГК РФ, с тем чтобы ее действие более не распространялось на взаимоотношения с участием потребителей.

Эти нормы особенно сильное влияние окажут на застройщиков, продавцов дорогостоящих товаров, поскольку задержка исполнения любого требования потребителя, связанного с некачественностью товара, повлечет за собой возникновение у продавца обязанности по уплате неустойки, снизить которую в суде не удастся.

На мой взгляд, законопроект очевидно направлен на то, чтобы какие-то положения законодательства привести в соответствие с текстами других нормативных актов, со сложившейся судебной практикой, а также нормами других европейских стран.

Однако, помимо этого Закон о защите прав потребителей с каждым изменением становится все более благоприятным для потребителя и все менее благоприятным для бизнеса.

Учитывая текущее фактическое состояние мировых экономик, я не думаю, что так уж необходимо установить неустойку в пятикратном размере цены товара, даже если просрочка превысила 6 месяцев. Законотворчество не должно своей целью преследовать только лишь установить самые высокие штрафы за нарушения, но должно также и подумать о том, какие нормы изменить/исключить для того, чтобы нарушений прав потребителей было меньше.

Увеличенные неустойки, невозможность их снижения, право потребителя на отказ от договора в связи с недостатком информации о товаре – все эти изменения в денежном выражении отразятся на цене товаров (работ/услуг), и в итоге потребитель из своего кармана будет платить за свое право на предъявление к продавцу требований о взыскании неустоек.