Государственная Дума РФ приняла закон, обязывающий устанавливать российское программное обеспечение на гаджеты иностранного происхождения, продаваемые в стране. Речь идет о технически сложных товарах, например, смартфоны, планшеты и компьютеры. Почему это нужно? Депутаты считают, что

  • российские приложения наиболее привлекательны для пользователей, они все равно их скачивают, а так не придется себя утруждать;
  • главное – закон дает преимущества российским разработчикам ПО.

Apple и Microsoft высказались против этой инициативы российских властей, да и в кругу чиновников нет единого мнения на этот счет. Перечень приложений отечественного производства, которые нужно будет устанавливать, определит Правительств РФ.

Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Пока не совсем понятно, на ком лежит задача по предустановке ПО – на производителе или на продавце? Должны ли это делать сами спецы из международных IT-гигантов, если хотят реализовывать товары в России, или ритейлеры. На каком этапе должна быть произведена установка. И как «завязать» разработчиков ПО из России с зарубежными компаниями, может, будет создан специальный регистрирующе-контролирующий орган. Будет ли устанавливаться полный набор сервисов Яндекса или достаточно одного приложения. «Порядок ведения реестра такого ПО должен вытекать из предпочтений потребителей и экономически мотивированных решений владельцев абонентских устройств», – говорят в ФАС России. И будет ли считать продукт российским, если он был создан в результате сотрудничества разработчиков из России и какого-нибудь иностранного государства.

Сейчас на смартфонах, к примеру, устанавливается софт от разработчика операционной системы (FaceTime или AppleTV на iOS, Google Maps на Android). Apple уже заявила, что с введением в действие закона пересмотрит модель работы с российским рынком, так как компания не устанавливает чужой софт на свою продукцию, сделать исключение для России – значит рисковать получить в будущем такие же требования от других государств, Китая, например.

Предустановка российского ПО даст толчок к развитию инноваций?

Представим ситуацию, в которой закон побеждает всех недовольных, и российские разработчики ПО создают альтернативную интернет-вселенную. Например, российский мессенджер «Серафим» становится самым используемым в мире, обгоняя WeChat. Какие условия могут этому способствовать и достаточно ли льгот со стороны государства?

В целях поддержки своего производителя государство может применять механизм протекционизма в международной торговле – использовать тарифные и нетарифные метода регулирования. Например, повышать ввозные пошлины или устанавливать квоты. Применение правила о предустановке ПО государства, где будет реализовываться продукт, по сути, можно считать нетарифным методом протекционизма. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года содержит следующее утверждение: «Целью государственной политики является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Соответственно, реализация этой цели в части развития информационных технологий видится в снижении конкуренции на рынке со стороны международных IT-гигантов.

Ограничение конкуренции и штрафы Google

Что эффективнее: протекционизм или свободная торговля – пожалуй, нельзя безапелляционно занять ту или иную сторону. Слишком много обстоятельств нужно учитывать, да и в истории России и зарубежных стран можно найти множество аргументов за и против.

Однако в свете принятия закона о российском софте на иностранных гаджетах нельзя не вспомнить об основных принципах ВТО, а именно

  • в основу правового механизма ГАТТ (Генеральное соглашение оп тарифам и торговле) положен, в частности, принцип недискриминации в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, с другой – национальным режимом, то есть уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю.

Теоретически, возвращаясь к идее будущей победы российских компаний в IT, государства-члены ВТО могут выступить с аналогичным требованием о предустановке их ПО на гаджетах нашего производства. Или, к примеру, ЕС заявит о чем-то похожем США, США в ответ ЕС и т.д. Круг замкнется, побеждать будут не конкурентоспособные разработчики софта, а поддерживаемые государствами.

В 2014 году Яндекс обратился с жалобой на корпорацию Google в Федеральную антимонопольную службу РФ. Российская компания утверждала, что Google ограничивают возможность установки их софта на некоторые смартфоны, ФАС согласилась, что предустановка мобильных приложений Google на устройства с операционной системой Android и их размещение на определенных местах на экране, установка поисковика от Google в качестве поисковика по умолчанию являются нарушением антимонопольного законодательства. Вынесла предписание и оштрафовала. Справедливости ради отметим, что и Европейская комиссия занималась расследованием против корпорации, в 2016 году направила обвинения (statement of objection) в нарушениях работы системы Android, ограничении конкуренции, в частности, ограничении рекламы конкурентов с помощью сервиса контекстной рекламы Google AdSense. В 2017, 2018, 2019 годах корпорация выплатила несколько миллиардов штрафа.

С одной стороны, защитные меры, которые сейчас предпринимают российские власти, выглядят логично на фоне злоупотреблений со стороны доминирующих на IT-рынке разработчиков. Но это при условии, если отечественный производитель может уже сейчас предложить софт равный по всем показателям (не учитывая коммерческую успешность, разумеется) Google, Microsoft и Apple.

Шанс для прорыва или победят крупные игроки?

Пока Правительство РФ не составило реестр приложений для предустановки на иностранные гаджеты, мы не знаем, какие разработчики получат дополнительную возможность развиваться. Предполагается, что обязательными к установке будут поисковые системы, антивирусы, карты, мессенджеры, социальные сети.Точнее сказать нельзя, но представители бизнеса просили обсудить с ними нормы нового закона, прежде чем его принимать. Ведь основное опасение заключается в том, что конкуренция за потребителя превратится в конкуренцию за попадание в правительственный список. А это может ударить по всем – по индустрии IT, большим и малым компаниям, потребителях и экономике в целом.