Таможенные барьеры являются основным препятствием развития взаимовыгодного сотрудничества стран ЕАЭС в области транспорта и рационального использования их транзитного потенциала. Таможенный транзит – это одна из немногих процедур, которая начинается на территории одного государства и заканчивается на территории другого, поэтому необходимо максимально унифицировать порядок помещения товаров под процедуру транзита.

Таможенный транзит – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таможенный транзит применяется при перевозке:

1) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
2) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
3) иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5) статьи 215 ТК ТС, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
4) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
5) товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза (ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 – далее ТК ТС).

Учитывая территориальность применения таможенной процедуры таможенного транзита, предельный срок этой таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС будет определяться из расчета двух тысяч километров за один месяц. Транзит позволяет отлично применять запасы провозных способностей государственных автотранспортных систем, провоцирует их воспроизводство и совершенствование. Как следствие данному факту – активно развивается автотранспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли.
Внедрение государственного трубопроводного автотранспорта, электропередающих систем для транспортировки газа, нефтепродуктов и электричества из одной страны в другую через территорию Российской Федерации, также считается значимой составляющей транзитного потенциала страны. Как правило, формирование транзитных возможностей данных систем связано с вескими расходами, далеко идущими политическими и финансовыми результатами для участвующих в проекте стран. Транзит надлежит рассматривать не только как часть бизнеса, вносящая собственный взнос в ВВП, но и как важный элемент интернационального позиционирования страны. Ряд государств, таких как страны Прибалтики, Голландия, Австрия, Чехия, Венгрия, Украина, Польша, обладая условно небольшой территорией, используя интересное географическое положение, издавна превратили транзит в значительные способы доходов собственных бюджетов.

Правовой регламентации отношений, связанных с перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, в последнее время придается особое значение. Россия еще не вышла на тот уровень экономического развития, который позволил бы отказаться от столь существенной части доходов федерального бюджета, которая формируется в основном за счет экспорта энергоносителей. Не случайно прогнозируемая цена на нефть на мировом рынке выступает фактически основным параметром, влияющим как на экономическое развитие страны, так и на решение социальных задач в целом.

Таможенный транзит иностранных товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, по таможенной территории таможенного союза и (или) по территории государства, не являющегося членом таможенного союза, между пунктами, расположенными в местах установки приборов учета, применяется в соответствии с:

международными договорами государств-членов таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза – если такой транзит осуществляется по территориям всех государств-членов таможенного союза;

международным договором между двумя государствами-членами таможенного союза и (или) законодательством этих государств-членов таможенного союза – если такой транзит осуществляется по территориям только двух государств-членов таможенного союза;

законодательством государства-члена таможенного союза – если такой транзит осуществляется только по территории этого государства (ст. 339 ТК ТС).

Россия – один из крупнейших производителей и экспортеров энергоресурсов. Международный транзит играет очень важную роль для страны, ведь экспортные энергетические потоки проходят, как правило, территории нескольких стран до того, как достигают потребителя. Территория России также служит транзитом для перемещения энергоресурсов зарубежных стран.

Большая часть вопросов международного транзита регулируется Европейской Энергетической Хартией (ЕЭХ, Хартия), Договором к Энергетической Хартии (ДЭХ, Договор). Идея создания Европейского энергетического сообщества была выдвинута бывшим премьер-министром Голландии Рюдом Любберсом на заседании ЕС в июне 1990 года. В декабре 1991 года Хартия была подписана в Гааге большинством западноевропейских государств, ЕС (как отдельная стороной), Австралией, Канадой, Турцией, США и Японией. Ратификация ДЭХ позволила бы приобрести правовые инструменты влияния на энергетических партнеров России, привлекать больше инвестиций и рассматривать Россию как надежную транзитную территорию. С другой стороны, ратификация ДЭХ означала бы принятие на себя юридических обязательств перед партнерами (ДЭХ не требует принятия новых обязательств, но декларирует правовое закрепление и неухудшение существующих условий). В 2009 г. Россия окончательно отказалась ратифицировать Хартию.

Договор включает обязательство государств-членов облегчать транзит энергетических материалов и продуктов через свою территорию в соответствии с принципом свободы транзита, а также обязательство обеспечивать уже сложившиеся потоки транзита. В то же время в Договор включено понимание, разъясняющее, что положения Договора «не обязывают никакую Договаривающуюся Сторону открывать обязательный доступ для третьих сторон». Энергетическая Хартия не обязывает страны предоставлять иностранным инвесторам доступ к своим энергетическим ресурсам. Хотя Энергетическая Хартия основывается на идее, что международный поток инвестиций и технологий в энергетическом секторе является взаимовыгодным, национальный суверенитет над энергетическими ресурсами является основополагающим принципом ДЭХ (ст. 18 Договора). Каждая страна-участник Договора свободна решать, разрабатывать ли ей, и если да, то каким образом, свои энергетические ресурсы, a также устанавливать пределы открытости своего энергетического сектора для иностранных инвесторов. Цель Договора заключается в том, чтобы содействовать прозрачности и эффективности функционирования энергетических рынков, но только сами правительства стран должны определять структуру национального энергетического сектора. Не существует обязательства приватизировать энергетические компании, находящиеся в государственной собственности, или сегментировать вертикально интегрированные энергетические компании.

Внешний спрос на топливно-энергетические ресурсы определяется прежде всего темпами развития мировой экономики. По оценкам Международного энергетического агентства, мировое потребление энергии возрастет к 2020 г. в 1,5 раза. С учетом вступления России в ВТО, нестабильной внешнеполитической ситуации, вопрос о дальнейшем развитии торгового потенциала топливно-энергетическими ресурсами приобретает все более важное значение. Развитие таможенного законодательства, в частности нормативно-правового регулирования таможенного транзита, должно занять приоритетные позиции. Решению вопросов, напрямую касающихся всех государств, должен способствовать диалог на межгосударственном уровне.

Руководством страны обозначены направления деятельности по созданию международной системы, способной разрешать многочисленные конфликты в сфере энергетики. Причем права стран нетто-экспортеров энергоресурсов должны соблюдаться в формате международного права ровно в той же степени, в какой они соблюдаются в формате прав нетто-импортеров энергоресурсов. Для создания соответствующего баланса интересов лидеры стран нетто-экспортеров энергоресурсов неоднократно предпринимали шаги по систематизации своих предложений и разработке Глобальной Энергетической Хартии.

Страны-экспортеры нефти заинтересованы в том, чтобы в первую очередь транзит не превращался в орудие манипуляции государств, чье географическое положение позволяет им использовать свою территорию в политических интересах. Если рассматривать подобные действия, как нарушение принципа свободы транзита, то следует выработать инструмент привлечения к ответственности государства, чинящего препятствия в международной торговле энергоресурсами. Такие действия государств оказывает негативное влияние и на страны-импортеры, т.е. ограничивают их права на получение энергетических ресурсов, обеспечивающих их полноценное существование. Таким образом, для плодотворного сотрудничества в области экспорта энергоресурсов необходимо унифицировать положения, касающиеся транзита через территорию иностранных государств, развить нормативную базу на международном уровне, чему могло бы поспособствовать создание Глобальной Энергетической Хартии, работа над которой в последнее время не ведется.

Автор статьи: Васильева Светлана