Проблема

АО «АльтаВиа» представляет интересы крупной сети элитных клиник в городе Москве, которая оказывает широкий спектр медицинских услуг как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Одним из ведущих направлений медицинских услуг является оказание медицинской помощи по профилю «онкология» в любой форме и любой сложности.

Маркетинговая служба указанной медицинской организации обнаружила в сети Интернет, что при наборе в поисковике Яндекс своего наименования, выпадало первой ссылкой рекламной объявление другой медицинской организации, преимущественно оказывающей медицинские услуги по онкологии.

Решение

Юристам компании было предложено разобраться со сложившейся ситуацией. В результате юристы «АльтаВиа» обнаружили использование в рекламной кампании недобросовестной медицинской организации UTM меток, в том числе:

  • utm_campaign, которая отображала наименование используемой рекламной кампании, содержащего сходные до степени смешения обозначения с товарным знаком защищаемой «АльтаВиа» медицинской организации;
  • utm_term, которая отображала в полной точности наименование защищаемой «АльтаВиа» медицинской организации.

UTM-метка – специализированный параметр в URL, используемый маркетологами для отслеживания рекламных кампаний в сети Интернет. UTM-метки технически реализованы как параметры запроса к сайту, передаваемые в URL, они используются для того, чтобы идентифицировать рекламную кампанию, сайт, с которого передаётся трафик, и другие сведения, полезные для маркетологов.

Таким образом, когда потенциальные клиенты вводили наименование защищаемой «АльтаВиа» медицинской организации, первой выводилась ссылка на сайт недобросовестной медицинской организации с пометкой «реклама», а при переходе по этой ссылке можно было обнаружить в адресной строке помимо доменного имени данной организации, наименование и сходные до степени смешения обозначения с товарным знаком защищаемой медицинской организации.

В соответствии с п. 172 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона “О защите конкуренции”, статья 10.bis Парижской конвенции).

Согласно п. 1 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В силу п. 2, 3 статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883), Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

Кроме того, исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации (ст. 1229, 1484 ГК РФ).

Со ссылками на вышеуказанные законоположения юристами «АльтаВиа» была направлена в адрес недобросовестной медицинской организации досудебная претензия с требованиями:

  1. Прекратить акты недобросовестной конкуренции путем использования фирменного наименования в алгоритмах рекламных кампаний в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», иных способах адресации в сети Интернет;
  2. Прекратить использование товарных знаков, а также сходных до степени смешения с ними любых обозначений в способах адресации в сети Интернет.

Вышеизложенные требования были незамедлительно исполнены в полном объеме.

Особенность

Сложность многих дел о защите конкуренции, специфика ряда товарных рынков, ограниченность необходимой информации нередко позволяют установить факт нарушения законодательства о защите конкуренции и прав, и законных интересов конкретных лиц лишь после длительного антимонопольного расследования. Вместе с тем, глубокий анализ сложившихся обстоятельств, правильные, обоснованные и своевременные требования, сформулированные юристами «АльтаВиа» позволили добиться желаемого результата в кратчайшие сроки.