5 февраля 2015 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данное Постановление разработано в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым предусмотрено в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты российского внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, ограничить допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для проведения закупок.
Вышеуказанное Постановление Правительства может вызвать у многих спорные вопросы касаемо негативного отражения данных запретов на качестве оказываемой россиянам медицинской помощи.
Предлагаю более детально рассмотреть основные аспекты выделяемые в Постановлении Правительства № 102 от 05.02.2015г.
Особое внимание хотелось бы уделить перечню медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, которые подверглись ограничению допуска для осуществления закупок. Среди таких медицинских изделий можно выделить: медицинскую одежду, гамма-камеры, электрокардиографы, холодильники, томографы, кардиомониторы, а также устройства для переливания крови, спиртовые салфетки, хирургические и корневые иглы, шприцы, зубные твердосплавные боры, микрохирургические пинцеты, микрохирургические инструменты для офтальмологии, не имплантируемые слуховые аппараты, индивидуальные глейкометры и иные медицинские изделия. Прошу заметить, ограничение по допуску иностранных медицинских изделий для осуществления государственных закупок распространяются не на все виды медицинских изделий, а лишь на определенный их перечень, среди которых отсутствуют такие медицинские изделия как: перинатальная техника и часть сложной рентгеновской техники.
Хотелось бы также отметить, что ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок и обеспечения государственных и муниципальных нужд не затронуло медицинские изделия, происходящие из таких стран как: Республика Армения, Республика Белоруссия и Республика Казахстан.
Одними из самых существенных аспектов, которые предусмотрены в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации №102, являются требования, при которых Заказчик вправе отклонить заявки содержащие предложения о поставке импортных медицинских изделий:
Во-первых, на участие в определении поставщика должно быть подано не менее 2 (двух) заявок, удовлетворяющих требованиям документации о закупке и содержащих предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, которые включены в перечень постановления Правительства и где страной происхождения является Российская Федерация, Республика Армении, Республика Белоруссии или Республика Казахстан.
Во-вторых, заявки не должны содержать предложений о поставке одного и того же вида медицинских изделий и одного производителя данных медицинских изделий.
Прошу обратить внимание, что согласно вышеназванным требованиям законодателем учтена возможность участия иностранной медицинской продукции в обеспечении государственных и муниципальных нужд, так как для ее ограничения как минимум должно быть два конкурентоспособных отечественных производителя.
В постановлении Правительства так же можно наблюдать установленные требования к подтверждению страны происхождения медицинских изделия, включенных в перечень постановления Правительства № 102. Данными документами будут являться сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (Торгово-промышленная палата) Российской Федерации, Республики Армении, Республики Белоруссии или Республики Казахстан. Сертификат происхождения формы СТ-1 выдается заявителю-участнику закупки на платной основе. Порядок выдачи сертификатов установлен “Положением о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (утв. Приказом ТПП РФ от 25.08.2014 №64).
Необходимо также обратить внимание и на то, что в постановлении Правительства №102 законодатель предусмотрел возможные варианты, при которых ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, включенных в перечень постановления Правительства №102, не применяются:
1. в случае размещения извещений об осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу настоящего постановления;
2. осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации и официальными представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что описанные выше изменения, в целом, являются положительными. Ранее на рассмотрение Правительства был вынесен проект постановления, который не ограничивал, а напрямую запрещал участвовать иностранным медицинским изделиям в государственных закупках. По вышеназванному, но не принятому проекту постановления Правительства очень многие высказались категорично, в связи с тем, что на данный момент наш российский производитель не способен обеспечить все российские медицинские учреждения качественным оборудованием, тем более данный запрет помешал бы здоровой конкуренции.
В связи с этим хотелось бы отметить, что Постановление Правительства Российской Федерации № 102от 05.02.2015г., всего лишь ограничивает допуск отдельных иностранных медицинских изделий для участия в государственных закупках, что в свою очередь будет только способствовать развитию отечественного производства медицинских изделий, обеспечит здоровую конкуренцию среди отечественных производителей и поддержит инновационное развитие отрасли, и в то же время не будет ущемлять права участников на возможность предоставления заявки на поставку иностранных медицинских изделий, включенных в перечень постановления Правительства № 102, в силу действия ряда требований. Тем самым, есть все предпосылки к тому, что  медицина в нашей стране не пошатнется и на лечении граждан никак не отразится.

Автор статьи:
Опришко Оксана – Младший юрисконсульт компании Alta Via