Проблема

Клиент Компании обладал на праве собственности семью участками сельскохозяйственного назначения. В отношении него ранее была проведена проверка Россельхознадзором по вопросу использования данных земельных участков в соответствии с нормами действующего законодательства. По итогам проверки было вынесено предписание об устранении нарушений, участки использовались не по назначению, заросли кустарной и древесной растительностью. Встал вопрос о возможности исполнения и целесообразности данного предписания.

Решение

Юристы предложили Клиенту выработать комплексный подход к исполнению предписания и, прежде всего, определиться в целесообразности содержания и обработки участков, их экономической пригодности для нужд сельского хозяйства. По итогам внутренней работы Клиент решил прекратить права на три участка, вследствие чего эти участки вернулись в собственность муниципального образования, и выполнение предписания в отношении них Клиентом стало невозможно. Еще три участка были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, соответственно, предписание такого органа как Россельхознадзор также стало неисполнимо (ввиду не подведомственности ему участков подобного назначения). Седьмой участок из предписания Клиенту было важно сохранить в существующей категории, однако он использовал лесные насаждения на нем, поэтому его расчистка была нецелесообразна. Тогда Юристы предложили использовать инструмент подачи уведомлений по Постановлению Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”. Соответственно предписание стало неисполнимо и в части расчистки последнего участка от лесных насаждений. После этого Юристы направили письмо в Россельхознадзор с просьбой об отмене ранее выданного предписания ввиду его полной неисполнимости. В ответ было направлено положительное решение, что говорит об успешном решении юристами поставленной перед ними задачи.

Особенность

  • необходимость комплексного подхода к поставленной задачи, использования нескольких правовых инструментов одновременно;
  • сложная процедура перевода земель из одной категории в другую;
  • абсолютная новизна механизма по направлению уведомлений об использовании леса на землях сельскохозяйственного назначения и отсутствие практики по вопросу отказа от права собственности.