Это не техника дошла, а Федеральный закон от 29.07.2017 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (далее – Закон о телемедицине) сам пришел. Законом о телемедицине вносятся изменения в целый ряд действующих законодательных актов с целью внедрения инновационных решений и технологий в рамках осуществления медицинской деятельности, в их числе:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Федеральный закон от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Телемедицина выступает в качестве вспомогательного направления медицины и направлена прежде всего на модернизацию и усовершенствование качества оказываемых медицинских услуг в России. Изменения вступают в силу уже совсем скоро: с 1 января 2018 года, а отдельные положения Закона о телемедицине – с 1 января 2019 года.

О нововведениях

1. Закреплено понятие «телемедицинские технологии»

Закон о телемедицине предусматривает термин «телемедицинские технологии», который обозначает «информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента».

Исходя из определения можно выделить два типа взаимодействия:

  • «врач-врач» (при проведении консилиумов, семинаров, для обмена опытом) и
  • «врач-пациент» (при проведении консультаций, для медицинского наблюдения, выдачи рецептов).

2. Определено содержание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий

Для практического применения телемедицины введена статья 36.2 в Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которой перечислены допустимые формы реализации телемедицинских технологий:

  • консультации с применением телемедицинских технологий;
  • коррекция ранее назначенного лечения при условии установления диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации);
  • дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации).

Консультации пациентов с помощью вышеперечисленных форм реализации телемедицинских технологий осуществляются в целях: профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).

3. Создана Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ)

Согласно ст. 91 Закона о телемедицине «информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций».

Создание медицинских информационных систем позволит содержать данные о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи, о деятельности медицинских организаций. В целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения предусмотрено создание и внедрение ЕГИСЗ.

4. Устанолвено оформление медицинских документов в электронной форме 

Законом о телемедицине также вводится возможность выдачи пациентам медицинских заключений, справок, рецептов на лекарственные препараты, в том числе рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, медицинских изделий в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Кроме того, предусмотрена возможность оформления информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство или отказ от такого вмешательства, а также получение отражающих состояние здоровья пациента медицинских документов.

Проблемы реализации Закона о телемедицине

Доступность. Не у всех граждан России есть доступ к высокоскоростному Интернету и качественному аудио- и видеооборудованию. Нет уверенности и в том, что люди пожилого возраста, люди с ограниченными возможностями, не имеющие современных гаджетов, смогут обратиться за медицинской помощью посредством новых технологий.

Безопасность. Для создания единой полноценной медицинской базы потребуется надежная защита от риска взлома, передачи конфиденциальной информации третьим лицам, от использования телемедицины мошенниками.

Недостаточный уровень знаний в области информационных технологий. Многие специалисты совсем недавно начали использовать в своей работе IT-технологии. Поэтому значительная часть времени на оказание медицинской помощи с применением телемедицины будет уходить на работу с техникой. В такой же ситуации могут оказаться и пациенты, которые также технически не подкованы.

Доверие. Многие из нас привыкли получать медицинскую помощь при посещении больниц. Люди с консервативными взглядами, безусловно, будут относиться с подозрением к нововведениям.

Конкурентность. В связи с тем, что государственный сектор может столкнуться с проблемой технического оснащения, а также дефицитом финансирования во многих регионах, частная медицина может создать конкурентное преимущество. Так, есть риск, что в отсутствии необходимого правового регулирования государственная медицина проиграет конкуренцию.

Дополнительная нагрузка. Внедрение инновационных технологий, скорее всего, не снизит количество обращений к врачу, а увеличит их. Особенно от пациентов, которым требуется постоянный контроль за состоянием здоровья.

Недостатки законодательства. Закон о телемедицине отсылает к дополнительному нормативному регулированию. Это значит, что большинство практических положений будет закреплено в иных нормативных правовых актах. Предстоит долгий период ожидания, пока документы будут разработаны и утверждены. По этой причине срок внедрения и эффективной реализации Закона о телемедицине увеличивается.

Принятие Закона о телемедицине лишь положило начало развитию взаимодействия субъектов здравоохранения, а также легализовало использование современных технологий при оказании медицинской помощи. Закон о телемедицине требуется доработать, внести дополнения в существующие нормативные правовые акты, стандарты оказания медицинской помощи, четко регламентировать ряд важных вопросов. Однако внедрение в российскую медицинскую практику таких технологий при правильном уточнении в правовом регулировании сделает качественную медицинскую помощь более доступной.

Автор статьи: Елена Кудряшова, младший юрисконсульт компании Alta Via.