11 апреля 2017 года принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Документ вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур. Кодекс отменяет действие Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого при подписании Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27.11.2009 года.

Новый кодекс вносит существенные коррективы в деятельность таможенных органов и, безусловно, скажется на многих аспектах бизнеса участников внешнеэкономической деятельности.

• Подача декларации: электронный и бумажный вариант. Когда можно воспользоваться способом подачи по старинке?
• Выпуск товаров: пределы вмешательства должностных лиц. Человеческий фактор vs автоматизация процесса.
• Сроки выпуска товаров: сокращение времени ожидания. Плюс к карме таможенников и оптимизация работы предпринимателей.
• Уполномоченный экономический оператор: новые привилегии и кто ими воспользуется?
• А также другие новшества ТК ЕАЭС: обзорно, кратко и по делу.

Различия ТК ТС и ТК ЕАЭС. Содержание и структура

Таможенный кодекс ЕАЭС включает 61 главу, объединенные в 9 разделов, и не делится на общую и специальную часть, как Таможенный кодекс ТС.

ТК ТС ТК ЕАЭС
Общая часть:

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Таможенные платежи

Раздел 3. Таможенный контрольОсобенная часть:

Раздел 4. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации

Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенные процедуры

Раздел 6. Таможенные процедуры

Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины

Раздел 3. Таможенные операции и лица, их совершающие

Раздел 4. Таможенные процедуры

Раздел 5. Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров

Раздел 6. Проведение таможенного контроля

Раздел 7. Таможенные органы

Раздел 8. Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор

Раздел 9. Переходные положения

Почему использованы именно такие методы юридической техники и имеет ли это значение для кого-то, кроме теоретиков-юристов? Смысл построения нормативного правового акта таким образом согласуется с идеей централизаторской роли нового таможенного кодекса, ибо большая часть полномочий по таможенному регулированию переходит на наднациональный уровень. Это говорит в пользу укрепления экономических и политических связей внутри межгосударственного объединения, что в свою очередь требует привидения в единообразное состояние национальных источников права в сфере таможенного и внешнеторгового законодательства – сложный процесс, который по сей день не завершен и объясняет нескорое вступление в силу нового таможенного кодекса ЕАЭС.

Приоритет ЭД и подача деклараций (на товары, транспортное средство и транзитной) без документов-оснований

Таможенный кодекс ТС в ст. 179 устанавливает, что декларирование товаров производится как в письменной, так и в электронной форме. По сравнению с действующим НПА, новый таможенный кодекс стремит участников ВЭД к прогрессу – п.3 ст. 104 ТК ЕАЭС гласит: «Таможенное декларирование товаров осуществляется в электронной форме».

Однако из правила есть исключения:

• в отношении товаров, пересылаемых в МПО,
• помещение товаров под процедуру таможенного транзита,
• в отношении транспортных средств международной перевозки,
• в отношении товаров, перемещаемых для личного пользования,
• в отношении товаров, декларируемых на основании транспортных, коммерческих и иных документов,
• в других, установленных Комиссией и государствами-членами ЕАЭС случаях.

Что делать, если на посту отключили электроэнергию? Или произошли сбои в информационной системе? В случаях, когда у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить декларирование в электронной форме, то он имеет право подать декларацию по старинке, на бумажном носителе.

Автоматическая регистрация декларации и выпуск товаров

Главное новшество Таможенного кодекса ЕАЭС – существенное упрощение таможенных формальностей, перевод многих действий в автоматизированный режим. Это касается также положения о регистрации декларации. Если сейчас согласно п.3 ст.173 и п.5 ст.190 ТК «таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными обязанностями» и, соответственно, отказ в регистрации должен быть оформлен в письменном виде должностным лицом таможенного органа, то новый кодекс предусматривает возможность совершения отдельных операций с помощью информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц, то есть без вмешательства человеческого фактора. С использованием автоматизированной системы осуществляется:

• выпуск товаров,
• аннулирование выпуска,
• отказ в выпуске товаров,
• таможенный контроль в форме проверки документов и сведений (и др. формах может проводиться без участия должностных лиц таможенных органов).

Выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации декларации, если не были запрошены документы в рамках контроля. Но, если документы запрошены, то срок сдвигается к обычному «не позднее 1 рабочего дня».

Изменения в статусе уполномоченного экономического оператора

Таможенный кодекс ЕАЭС благоволит развитию института уполномоченного экономического оператора, рассматривая этих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, как партнеров государства, а не потенциальных нарушителей. Согласно новому ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор – юридическое лицо государства-члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором, которому предоставляются специальные упрощения.

При включении УЭО в соответствующий реестр ему выдается свидетельство, которые делятся на три типа и предоставляют различный комплекс специальных упрощений. В отношении УЭО предусмотрены преимущества при проведении таможенного контроля. Например, установлено, что операторы, имеющие свидетельства второго или третьего типов, относятся к низкому уровню риска, что влияет на решение о не проведении досмотра или осмотра товаров. Также УЭО могут в упрощенном режиме воспользоваться правом выпуска товаров до подачи декларации, предварительного таможенного декларирования, подачей неполной, периодической декларации.

Итоги. Принятие нового кодифицированного нормативного правового акта, регулирующего столь важный и объемный перечень вопросов на международном уровне, вносит значительные коррективы в работу субъектов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Помимо перечисленного в статье, Таможенный кодекс ЕАЭС изменил подход к представлению предварительной информации, к проведению таможенных процедур (в новый кодекс перенесены все процедуры, включая процедуру свободного склада и свободной таможенной зоны), порядок, формы и сроки проведения таможенного контроля. В следующей работе мы проанализируем эти положения и дадим им оценку.