Нередки случаи, когда организации при продаже товаров или оказании услуг потребителям, подлежащей лицензированию, привлекаются к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». Как следует из диспозиции статьи КоАП РФ, деятельность организации должна подлежать лицензированию или специальному разрешению, например, медицинская деятельность, образовательная деятельность и т.п.

Лицензионные требования, которые должны соблюдаться, устанавливаются Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 года № 99-ФЗ, а также Положениями о лицензировании конкретного вида деятельности, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Рассмотрим новые правила на примере медицинской деятельности

Так, лицензирование медицинской деятельности регламентировано Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 291.

Пунктами 4 и 5 Положения предусмотрены лицензионные требования, за нарушение которых медицинская организация может привлекаться к административной ответственности п ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ (в зависимости от того грубое ли нарушение), например, соблюдение порядка оказания платных медицинских услуг.

Порядок оказания платных медицинских услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», а также, как предусмотрено данным Порядком, Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Давность привлечения к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), однако суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях, руководствовались при применении сроков давности Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», из которого следовало, что, если административным правонарушением затрагивались права потребителей, применялся годичный срок давности привлечения к ответственности. Таким образом, из-за данного Постановления Пленума ВАС РФ, судьи самостоятельно квалифицировали степень нарушения хозяйствующими субъектами прав потребителей наряду с нарушениями лицензионных требований, в связи с чем сложилась противоречивая практика, где одни суды применяли трехмесячный срок давности привлечения к ответственности, другие – годичный.
Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 15.01.2019 года № 3-П наконец внес ясность и правовую определенность на применение сроков давности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, указав, что данная норма направлена на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Соответственно, и привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть, в том числе применительно к срокам давности – от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.  Таким образом, при применении ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ключевым является защита общественных отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, а не защита прав потребителей, даже если таким нарушением их права были затронуты и нарушены. Теперь доводы о том, что в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъективного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства, будут являться несостоятельными. Также есть все основания полагать, что данные разъяснения Конституционного Суда РФ будут распространяться по аналогии также и на ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (грубое нарушение лицензионных требований).
Таким образом, при применении ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ключевым является защита общественных отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, а не защита прав потребителей, даже если таким нарушением их права были затронуты и нарушены. Теперь доводы о том, что в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъективного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства, будут являться несостоятельными. Также есть все основания полагать, что данные разъяснения Конституционного Суда РФ будут распространяться по аналогии также и на ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (грубое нарушение лицензионных требований).