22 октября 2014 г. был принят в I чтении Проект Федерального закона N 602468-6 “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”, иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, т.н. «четвертый антимонопольный пакет».
15 января 2015 г. ФАС внесла проект поправок к Проекту, которые также будут освещены в предлагаемом обзоре.

Основные положения законопроекта:

1. Расширение практики издания предостережений и предупреждений ФАС.

ФАС России намерена распространить практику применения предупреждений практически на все составы правонарушений в сфере антимонопольного законодательства РФ.

2. Предоставление Правительству РФ права определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства.
Предполагается, что правила недискриминационного доступа не только для естественных монополий, но и для компаний, которые не являются таковыми, но имеют долю на рынке более 70%.

Речь идет об особых субъектах, например, крупных компаниях, которые являются звеньями жестких технологических цепочек. В таких цепочках конечная продукция одного предприятия является сырьем для производства другого предприятия. В условиях кризиса нередко происходят ситуации, когда сбой на первом в цепочке предприятии, статус которого близок к монополии, приводит к остановке работы всех компаний. Предполагается, что Правительство РФ сможет вводить особые правила деятельности для первого предприятия, снижая возможность злоупотреблений при установлении им цены на свою продукцию1.

3. Определены и конкретизированы виды недобросовестной конкуренции, а именно:
Дискредитация – распространение ложных, неполных, неточных или искаженных сведений, которые способны дискредитировать другого хозяйствующего субъекта-конкурента, в том числе относительно: качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, условий, на которых предлагается товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в том числе цены товара и т.д.
Введение в заблуждение – действия хозяйствующего субъекта, которые способны ввести в заблуждение, в том числе, относительно: места производства товара такого хозяйствующего субъекта, изготовителя товара, предлагаемого хозяйствующим субъектом, гарантийных обязательств, количества товара, предлагаемого таким хозяйствующим субъектом, его наличия на рынке, возможности приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на этот товар и т.д.
Некорректное сравнение – сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара либо хозяйствующего субъекта, сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результат сравнения не может быть объективно проверен и т.д.
Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием результатов интеллектуальной деятельности – действия по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, включая секреты производства (ноу-хау), принадлежащие хозяйствующему субъекту-конкуренту.
Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации
Недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения – действия хозяйствующего субъекта, способные вызвать смешение с хозяйствующим субъектом конкурентом либо с товарами или услугами, вводимыми им в гражданский оборот.
Использование деловой репутации другого хозяйствующего субъекта – действия хозяйствующего субъекта, направленные на привлечение потребительского спроса к вводимым им в оборот товарам и (или) оказываемым услугам, получение иных выгод при осуществлении предпринимательской деятельности, путем использования репутации другого хозяйствующего субъекта, не являющегося конкурентом, принадлежащего ему средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.
Недобросовестная конкуренция путем дезорганизации деятельности хозяйствующего субъекта (его работников) – действия хозяйствующего субъекта, побуждающие третьих лиц посредством предоставления ложной, неточной или искаженной информации, введения в заблуждение, к отказу от исполнения или ненадлежащему исполнению заключенных с другим хозяйствующим субъектом договоров.
Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

4. Введено предварительное согласование ФАС создания государственных и муниципальных предприятий.
Будет определен процесс проведения предварительного согласования создания новых государственных и муниципальных предприятий с антимонопольным органом. Кроме того, ФАС России сможет выдавать предписания при осуществлении контроля за созданием государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Таким образом, ФАС наделяется полномочиями по контролю создания унитарных предприятий в конкурентных секторах экономики. Данная мера направлена прежде всего на нивелирование чрезмерного государственного регулирования и снижение участия государства в экономике страны.

5. Включение в перечень лиц, которым может быть направлено предостережение ФАС (включение в их число должностных лиц органов власти).

6. Исключение из статьи 5 Закона о защите конкуренции положения о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов.

7. Исключение возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

8. Наделение ФАС России полномочием по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа можно будет обжаловать в новый коллегиальный орган в составе ФАС.

Законопроектом предусмотрено, что не каждое решение территориального органа будет подлежать обжалованию в коллегиальном органе ФАС России. Он сможет пересматривать только те решения и предписания, которые нарушают единообразие в толковании и применении норм антимонопольного законодательства либо права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы. По замыслу, работа апелляционной коллегии ФАС России приведет к унификации практики территориальных антимонопольных органов, которая бывает достаточно противоречивой, а также позволит сократить срок рассмотрения жалоб на решения территориальных органов ФАС России2.

9. Заключение соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа по правилам контроля экономической концентрации.

Указанное согласование об осуществлении совместной деятельности будет необходимо компаниям, суммарная стоимость активов которых согласно балансу по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 7 млрд. руб. или суммарная выручка от реализации товаров которых за прошлый год составляет более 10 млрд. руб. Соответственно, если ФАС не даст согласие на заключение данного соглашения, оно будет автоматически признаваться ограничивающим конкуренцию, а хозяйствующие субъекты, его заключившие, будут привлечены к административной ответственности согласно ст. 14.32 КоАП РФ.

Такая норма, по мнению ФАС, необходима для того, чтобы юридически отделить соглашения о совместной деятельности от антиконкурентных соглашений (картелей) и осуществить контроль экономической концентрации организаций.
Однако, по нашему мнению, новые соглашения о совместной деятельности развивают, а не ограничивают конкуренцию — в отличие от слияний компаний. Данное согласование будет препятствием на пути инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономки.

10. Исключение уведомительного контроля сделок субъектов естественных монополий.

11. Исключение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше тридцати пяти процентов.

Данные изменения не затронут доминирующие компании, которые являются естественными монополиями и занимаются предоставлением жизненно важных услуг (электроснабжения, водоснабжения и пр).

12. В формулировке картелей (ч. 1 ст. 11) после слов «продажу товаров» добавить “или хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке”.

Это означает, что картелем могут быть признаны соглашения между продавцом и покупателем, хотя данные соглашения относятся к вертикальным по смыслу Закона о конкуренции. Согласно ст. 4 п. 19 Закона о конкуренции “вертикальное” соглашение – соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.
Данное нововведение усилит возможность злоупотреблений ФАС по признанию таких соглашений между продавцами и покупателями картелями.

Автор статьи:

Пинтелина Юлия – ведущий юрисконсульт компании Alta Via