Данные в статье актуальны на: 01.08.2015 года

В настоящее время в крупных городах практически любое место оказания услуг имеет свою внутреннюю сеть для доступа к всемирной паутине. Возможность бесплатного wi-fi доступа уже давно не является конкурентным преимуществом на рынке, а представляет собой что-то обыденное и само собой разумеющееся в глазах рядового потребителя.
В 2014ом году законодатель, в лице председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, в целях противодействия терроризму и интернет-преступности принимает комплект нормативных правовых актов, которые направлены на усиление контроля со стороны государства над интернет-пространством. В том числе новые нормативные правовые акты затронули и тему идентификации интернет-пользователей.
Постановление Правительства РФ N 758 от 31.07.2014 года внесло два серьезных с точки зрения практической реализации изменения в правила оказания услуг связи:
закрепило за операторами связи, предоставляющими доступ к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа, обязанность проводить предварительную идентификацию пользователя. Идентификация должна была осуществляться на основании документа, удостоверяющего личность.
установило, что в договоре оказания телематических услуг связи (доступ в Интернет), абонентом в котором выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (т.е. работодатель), должен быть список сотрудников абонента, которые получают доступ к сети интернет и используют конечное оборудование работодателя, с паспортными данными и адресами. Такие списки должны обновляться не реже 1 раза в квартал.

Давайте разберем подробнее эти «нововведения»:

1.Идентификация пользователей.
Кто должен осуществлять идентификацию пользователей?
Идентификацию осуществляет исключительно оператор связи, т.е. лицо, оказывающее услуги связи в соответствии с полученной лицензией на конкретные виды деятельности.
Владелец кафе/отеля, который получает доступ к интернету от провайдера и самостоятельно «раздает» доступ своим посетителями через wi-fi роутер не обязан осуществлять идентификацию пользователей.
При этом зачастую в кафе/отелях доступ к сети предоставляется не самим заведением, а оператором связи, который оказывает услуги связи данному заведению.
Пример: сеть ресторанов быстрого питания Макдональдс. Подключаясь к сети через Wi-fi, пользователь попадает на страницу Beeline Wi-fi и авторизуется перед получением доступ. Для доступа к сети в таких заведениях пользователю все же придется авторизоваться перед подключением.
Каким образом можно идентифицировать пользователей?
Постановление Правительства РФ N 758 от 31.07.2014 года предусматривает идентификацию по паспорту, что на практике крайне проблематично. Еще один пример подготовки нормативного правового акта без проработки практической стороны его реализации.
В следующем месяце появляется Постановление Правительства РФ и N 801 от 12.08.2014 года, которое предусматривает альтернативные способы идентификации: с использованием мобильного телефона, с использованием логина и пароля от портала Госуслуг, при помощи данных Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Что будет дальше?
В мае 2015 года представитель Минкомсвязи России посетовал на то, что «Посетители крупнейшей в России сети кафе быстрого питания до сих пор пользуются публичным доступом к интернету без регистрации». После чего правительственная комиссия по связи под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича одобрила возложение обязанности по идентификации пользователей самими абонентами и введение ответственности за нарушение законодательства, предписывающего идентифицировать пользователей при подключении к интернету (http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/05/27/593987-minkomsvya…)
21.07.2015 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), которым предлагается установить ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за организацию публичных Wi-Fi-сетей, не обеспечивающих идентификацию пользователей и пользовательского оборудования (http://minsvyaz.ru/ru/events/33687/).
Данный законопроект предусматривает наложение на абонентов – юридических лиц административного штрафа от 100 до 200 тысяч рублей за предоставление безвозмездного доступа к сети через wi-fi пользователям без их предварительной идентификации. В случае принятия данного законопроекта абсолютно всем кафе/отелям и другим местам оказания услуг потребителям в России придется либо закрывать w-fi доступ, либо принимать меры по предварительной идентификации пользователей.

2.Списки сотрудников абонента – работодателя.
Данное требование добавляет работодателю дополнительной бюрократической работы. Помимо ежеквартальных списков всех сотрудников, которые имеют доступ к сети интернет от лица работодателя, работодатель также должен озаботиться получением согласий от работников на предоставление их персональных данных оператору связи (провайдеру).
Единственный позитивный момент: законодатель не предусмотрел в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ порядок приведения в соответствие заключенных ранее договоров на оказание услуг связи новым правилам. Поэтому, по мнению автора настоящей статьи, в рамках ранее заключенных договоров на оказание услуг связи нет необходимости предоставлять объемные списки сотрудников и иных лиц, которые имеют доступ к сети интернет через ресурсы абонента – юридического лица, оператору связи. А оператор связи, в свою очередь, не вправе требовать внесения изменения в действующий договор в одностороннем порядке.

Итого,
владельцам мест оказания услуг потребителям на данном этапе следует внимательно следить за судьбой законопроекта Минкомсвязи России. С текстом и текущим статусом можно ознакомиться здесь: http://regulation.gov.ru/projects#npa=27123
всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нужно внимательно читать договоры и дополнительные соглашения к уже заключенным ранее договорам с провайдерами услуг связи.

Используемые материалы:
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”
Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей”.
Постановление Правительства РФ от 12.08.2014 N 801 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
Разъяснения на сайте Минкомсвязи России: http://minsvyaz.ru/ru/events/33687/
Статья в электронном издании «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/05/27/593987-minkomsvya….
Проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Автор статьи:

Михайленко Роман – старший юрисконсульт компании “Альта Виа”